Главная    |    Карта сайта    |    Контакты

Астахов Юрий. Кадровое обеспечение Белгородской агломерации

05.03.2014

  В современных условиях ХХI века в новой России крупные города (городские округа) стали рассматриваться не как отдельные центры концентрации населения, а как соответствующие системы город и прилегающие к нему территории – муниципальные районы, сельские и городские поселения, между которыми существуют прочие функциональные связи. Именно такие системы получили названия агломераций.

  Основными критериями городской агломерации обычно являются: численность населения центрального города; объемы маятниковых миграций; плотность населения территории.

  В последние годы в научном обороте термин агломерация приобретает все более широкое употребление. Однако до настоящего времени общепринятой его трактовки еще не сложилось.

  По мнению Г.М. Лаппо под агломерацией принято понимать «скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами сращивающихся, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно – бытовыми связями.[1]

  В.Г. Глазычев и М.Ю. Славгородская полагает, что «городские агломерации – это сложный и комплексный объект управления, особенностью которого является наличие тесных экономических, социальных, экологических взаимосвязей между отдельными входящими в него территориями. Взаимозависимость территорий вызывает объективную потребность в согласовании их интересов, и соответственно формировании механизмов реализации единой политики агломерации».[2]

  В постановлении правительства Белгородской области о Белгородской агломерации сказано следующее: «Формируется групповая система расселения с центром в Белгороде – самая крупная агломерация, которая опирается на многофункциональный промышленный потенциал, значительный трудовой потенциал, преимущества географического положения, перспективы будущего строительства в пригородной зоне, а так же на ресурсы систем городов – спутников (Шебекино, Строитель, Короча, п. Борисовка)».[3]

  По мнению мэра города Белгорода С.А. Боженова «Агломерация – это сложившаяся система расселения в природной зоне городского населения, занятого на предприятиях и в организациях Белгорода, пользующегося социальной инфраструктурой городе в режиме маятниковой миграции».[4]

  Итак, как мы видим, что данные определения не содержат четких критериев выделения агломерации, что как нам представляется позволяет ученым – исследователям и практикам государственного и муниципального управления достаточно вольно трактовать его в зависимости от целей и задач исследования, а так же при обсуждении данной проблемы, и, тем самым ограничивает возможность сравнения понятий агломераций.

  Между тем подобное понимание сути агломерации неизбежно приводит к идее организационного объединения территории входящих в нее муниципальных образований, что не вписывается в существующее федеральное законодательство по муниципальным вопросам.

  Так же необходимо отметить, что у всех вышеперечисленных понятий термина агломерация выпал главный основополагающий ресурс развития, т.е. кадровый потенциал территорий муниципальных образований.

  Синергетический эффект кадрового потенциала сросшихся элементов агломерации, а в нашем понимании муниципальных образований (районов, сельских и городских поселений) представляет собой важнейший фокус дальнейшей реализации стратегии социально – экономического развития территории городского округа «Город Белгород», являясь полюсом притяжения как рабочей силы, так и специалистов всех отраслей экономики, социальной сферы (в том числе специалистов в области муниципального управления), студенческой молодежи.

  В современных условиях муниципальные образования входящие в Белгородскую агломерацию должны рассматриваться, как своеобразная корпорация, призванная решать местные вопросы жизни населения своим кадровым потенциалом. Наделение местного сообщества полномочиями требует создания экономических условий для осуществления этих полномочий. Следовательно, органы муниципального управления должны самостоятельно владеть и управлять определенной собственностью, в том числе распоряжаться местными финансами. Отсюда появляются корпоративные интересы, в результате реализации которых формируется определенная инновационная культура, в том числе и управленческая. Последняя может быть понята как сплав ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм инновационного поведения, характерных для управленческой деятельности в данном конкретном муниципальном образовании.

  Качество этой культуры зависит от социально-культурной среды обитания, определяющей в свою очередь степень самовыражения и самореализации человеческой сущности, сохранения и воспроизводства жизненных сил. Следовательно, качественные параметры кадрового  потенциала во многом обусловлены спецификой образа жизни населения, компактно проживающего на определенной территории, зависят от глубины  чувства «малой родины», осознание истории родного края, родственных корней, национальных особенностей. Это, в свою очередь, определяет стиль деятельности не только органов местного самоуправления, входящих в Белгородскую агломерацию, но и других институтов местного сообщества: малого и среднего предпринимательства, муниципального менеджмента, некоммерческого сектора, что позволяет влиять на повышение степени включенности населения в решении местных проблем. Тогда рождается стратегия экономического роста и социального развития, укрепления сотрудничества всех субъектов управления, носителей социальных инноваций, позволяющих наиболее полно использовать общественный интеллект и кадровый потенциал территории.

  Выступая, с посланием Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент РФ В.В. Путин отметил «… Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района — в регион, с поселения - на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы.

 Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы. Кроме того, местная власть должна быть устроена так - а ведь это самая близкая власть к людям, - чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой. В этой связи обращаюсь к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам, членам Федерального собрания, правительству РФ. Давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы наконец привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени.

 Повторю, считаю важнейшей задачей - уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и, в основном, законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году - в год 150-летия знаменитой Земской реформы. Кстати, именно развитие земств, местного самоуправления в своё время позволило России совершить рывок, найти грамотные кадры для проведения крупных прогрессивных преобразований. В том числе для аграрной реформы Столыпина и переустройства промышленности в годы Первой мировой войны. Уверен, и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны».[5]

  Известно, что одна из функций местного сообщества является социализация личности. И если все институты местного сообщества (семья, детский сад, школа, Вуз, ДК, библиотека, спортзал, коллектив предприятия или организации различной организационно – правовой формы собственности, общественный сектор, политические партии, институты гражданского общества, уполномоченный полиции, церковь) реализуют общественные требования к образованию и воспитанию личности то именно здесь и закладываются основы полнокровного и креативного кадрового потенциала всего общества. Поэтому при формировании современной кадровой политики весьма важно учитывать демографические характеристики и характеристики образа жизни, в том числе национальные, культурные, исторические особенности, традиции и уклад жизни населения, которое проживает на конкретной территории. Большое значение в данном аспекте имеют географические, административные, экономические и информационные границы местного сообщества. Так, к примеру, в одних поселениях, районах специалисты с высшим профессиональным образованием с удовольствием селятся на постоянное место жительства (ПМЖ), устраиваются работать, а из других, наоборот, уезжают в города, за границу, тем самым уменьшая кадровый человеческий потенциал местного сообщества.

  По мнению ряда ученых, социологов, экономистов изучающих данные демографические проблемы – причин тому много. Но одна из главных составляющих состоит в том, что все еще не определена модель наиболее социально-эффективной и конкурентоспособной стратегии социально-экономического развития территории, которая бы максимально полно и комплексно использовала все имеющиеся ресурсы.

  Положение местного сообщества в современных условиях XXI века в новой инновационной системе межрегиональных социально- экономических связей, привлечения инвестиций, информационных потоков и социальных коммуникаций в наибольшей мере определяют кадровый потенциал.

  Все муниципальные районы, городской округ «Город Белгород» и территории Белгородской агломерации имеют свою траекторию стратегии социально-экономического развития, при этом рельефно занимают свою «нишу» в межрегиональных и трансрегиональных связях и обмене, и в конечном итоге имеют свой инвестиционный климат и профиль. Идентифицировать эти особенности, выбрать наиболее приемлемую и оптимальную, с точки зрения ресурсов и интересов сообщества, стратегию социально – экономического развития в сочетании с региональной стратегией – таковы основополагающие задачи муниципальной кадровой политики. Однако эти задачи для реализации на муниципальном уровне сложны и неоднозначны, ибо территориальное устройство весьма асимметрично, производительные силы размещены, как правило, неравномерно, а социальная среда очень неоднородна, да и численность населения городов и районов различная.

  В этой связи как мы полагаем, важнейшим методологическим принципом научного анализа кадровой проблематики является системный подход. Каждое муниципальное образование входящие в агломерацию – сложная система, естественная социальная организация. Здесь средствами социальной регуляции выступают собственно человеческие отношения, историческая память, нормы морали, общения, добрососедства, формируется собственная социальная структура, как подсистема взаимодействия различных социальных групп, статусов, социальных ролей. Главная цель самоорганизации и самодеятельности населения муниципального образования – обустроить свою территория, создать благоприятные условия жизни не только для себя, но и для будущих поколений, решая совместно общие проблемы для более полного удовлетворения своих корпоративных интересов, ибо все местные сообщества разные, имеют различный уровень социально-экономического развития, свою историю поселения, свой национальный, демографический, кадровый состав. И осуществлять эти корпоративные групповые интересы приходится, прежде всего, за счет местных ресурсов, инициативы и самодеятельности населения, управленческих кадров, творчества, стратегии инновационного поведения. Здесь велико значение инновационной культуры- главного фактора самодеятельности населения муниципального образования, воспроизводства и реализации кадровых ресурсов. Поэтому формирование такой культуры, ее «выращивание» должны происходить целенаправленно, с детского сада, со школьной скамьи, с вузовской аудитории, шаг за шагом  на основе определенной технологии, ориентированной на изменения, инновации, науку, укрепление коллективного духа, веры населения в собственные силы, развитие взаимопомощи на принципах гуманизма. Только на такой почве вырастают кадры муниципального управления новой генерации.

  В современных условиях управление кадровым процессом, кадровое обеспечение устойчивого развития муниципальных образований сводятся к кадровому воспроизводству. Его предназначение – воссоздать социальную сущность государственной и местной власти, восстановить ее социальные ресурсы, а вместе с ними и способность органов власти выполнять свои функции. Воспроизводство обеспечивает стабильность власти и непрерывность удовлетворения потребностей ее субъекта. Со сменой субъекта или его потребностей меняются и кадры органов власти и управления. Воспроизводство кадров протекает примерно в таких же условиях, в каких протекало становление и развитие их предшественников, что обеспечивает социальное наследование качеств, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Кадровое воспроизводство обусловлено, во-первых, результатами деятельности предшественников (уставами, положениями, регламентами, должностными инструкциями); во-вторых, собственными качествами, опытом, знаниями и потребностями кадров; в-третьих, целью деятельности и функциями того органа власти, в котором они проходят службу.[6]

  Субъект и объект муниципального управления условно можно разделить на две группы. Одна из них находится внутри органов муниципальной власти и дифференцируется на участников кадровых процессов – и муниципальных служащих и политических руководителей органа власти. Вторая группа находится вне органов местной власти – это социальные силы, политическая элита, общественные (неправительственные) организации, хозяйствующие субъекты, бизнес-структуры, оказывающие свое влияние на кадровую политику местного сообщества.

  Следовательно, кадровый корпус органов власти под влиянием социальных сил приобретает определенную динамику и способствует кадровому обеспечению устойчивого развития муниципальных образований. Динамика кадров похожа на движение клеток в организме человека. «Точно так же, как структура человека, сохраняющая его идентичность, остается прежней, несмотря на то, что человеческое тело вместе со сменой клеток изменяется каждые семь лет, сохраняют свое постоянство и социальные структуры, в то время как люди в них изменяют свое положение, входят в них и выходят, меняют формальные и неформальные группы и т.д.».[7]

  Движение кадров, через механизм их воспроизводства и востребования происходит в обществе и во властных структурах постоянно. Одни граждане приходят на службу в органы муниципальной власти, другие уходят из них. Происходит карьерное движение кадров, как внутри этих органов, так и переход кадров на более высокие муниципальные должности в муниципальные образования входящие в городскую агломерацию.

  Так к примеру, только за последние два года перешли из администрации города Белгорода в порядке ротации кадров на работу в администрации Белгородского, Яковлевского и Шебекинского районов около сорока муниципальных служащих и специалистов из различных сфер деятельности, пять муниципальных служащих соответственно из данных районов перешили на работу в муниципалитет города Белгорода.

  Под социальным воспроизводством кадров в системе муниципальной власти понимается непрерывный процесс их формирования и замещения ими вакантных кадровых должностей в этих органах.

  Таким образом, содержание этой деятельности составляет формирование кадрового потенциала самих органов муниципального образования, их социального статуса и организационной структуры, полномочий, функций и ресурсов деятельности, то есть воспроизводство всей системы властных отношений. В кадровом воспроизводстве сосредотачиваются суть и опыт властвования, преемственность в развитии поколений, сочетание опытных работников (наставников) и молодых специалистов (муниципальных служащих), реализуются социальные лифты и культура субъекта власти, диалектическое отрицание отживших правил (инструкций, положений) и удержание всего ценного, положительного из прошлого (социальная память, традиции, социальное наследие власти).

  Итак, обеспечение муниципальных образований высококвалифицированным кадровым потенциалом в условиях развития городской агломерации является важнейшей задачей в современных условиях в муниципальном строительстве. Концептуально продуманная стратегия функционирования, воспроизводства и востребования кадрового потенциала, способна ответить на вызовы современности и обеспечить муниципалитетам ведущие позиции по подготовке кадров по стандартам третьего поколения в условиях опережающего развития Белгородской агломерации.



[1] Лаппо Т.М. География городов . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997

[2] Глазычев В.Г., Славгородская М.Ю. Челябинская агломерация: потенциал развития. Челябинск, 2008. С – 46.

[3] Постановление Правительства Белгородской области от 25.01.2010 г. №27 – ПП «об утверждении стратегии социально – экономического развития Белгородской области на период до 2025 года».

[4] Боженов С.А. Белгородская агломерация сегодня и завтра. 2013г. Взято из проекта текста выступления Боженова С.А. на заседании Совета при губернаторе по развитию Белгородской агломерации.

[5] Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному собранию// Российская газета. www.rg.ru. 2013г. 13 декабря.

[6] Хохлов А.А. Социология государственной власти и кадровой деятельности. – Орел: Изд-во ОРАГС. 2006. С. – 137 – 138.

[7] Маркович Д.Ж. Общая социология. – М., 1995. С. 123-124.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии (197)

defenseSi, 27.01.2016

Another thing I've really noticed is for many people, less-than-perfect credit is the reaction to circumstances beyond their control. For example they may be actually saddled having an illness so that they have large bills going to collections. It would be due to a job loss and the inability to go to work. Sometimes divorce proceedings can truly send the funds in the undesired direction. Many thanks sharing your thinking on this blog site.
<a href="https://twitter.com/miranjoan">defenseSi</a>;


europeKt, 01.02.2016

Can any one let know me that is there any online course for Web optimization, as I wish for to learn more regarding Search engine optimization.
<a href="https://vestapugh.wordpress.com/">europeKt</a>;


montanaKt, 05.02.2016

Thank you for sharing superb informations. Your site is very cool. I am impressed by the details that you have on this blog. It reveals how nicely you perceive this subject. Bookmarked this website page, will come back for extra articles. You, my pal, ROCK! I found simply the information I already searched everywhere and just couldn't come across. What an ideal site.
<a href="https://medium.com/@Leechoise">montanaKt</a>;


tatumnKt, 09.02.2016

One more thing is that while looking for a good online electronics retail outlet, look for web stores that are constantly updated, always keeping up-to-date with the most recent products, the best deals, as well as helpful information on products and services. This will ensure that you are dealing with a shop that really stays atop the competition and gives you things to make intelligent, well-informed electronics expenditures. Thanks for the significant tips I've learned from the blog.
<a href="https://mypblognews.wordpress.com/">tatumnKt</a>;


qwertyKt, 02.03.2016

Grazie mille per l'informazione adesso, io non tollerare tali errori.
<a href="https://twitter.com/999brands">qwertyKt</a>;


darbyKt, 21.03.2016

Thanks for the information, can, I too can help you something?
<a href="https://twitter.com/good_choise">darbyKt</a>;


liverpooKt, 24.03.2016

Assolutamente d'accordo con lei. In questo nulla in vi e credo che questa sia un'ottima idea.
<a href="https://school.js88.com/redirect?url=http%3A%2F%2Fwww.shagroth.top%2F">liverpooKt</a>;


kaiserKt, 27.03.2016

Thanks - Enjoyed this blog post, can you make it so I get an alert email every time you write a new post?
<a href="https://twitter.com/Sravniceni1">kaiserKt</a>;


azzKt, 27.03.2016

I apologise, but you could not give more information.
<a href="https://www.google.ga/url?q=http%3A%2F%2Fwww.bangingbottles.top%2F">azzKt</a>;


rodneyKt, 28.03.2016

Credo che nulla di grave.
<a href="https://twitter.com/kononovanida">rodneyKt</a>;


gatorKt, 28.03.2016



marsKt, 28.03.2016

Thanks for your article. What I want to point out is that when evaluating a good on the web electronics store, look for a site with entire information on critical indicators such as the level of privacy statement, basic safety details, any payment options, along with other terms and also policies. Continually take time to read the help and FAQ segments to get a far better idea of the way the shop works, what they can perform for you, and how you can make the most of the features.
<a href="https://twitter.com/kopylovadariya">marsKt</a>;


personaKt, 29.03.2016

Questo divertente informazioni
<a href="https://twitter.com/lebedevmaron1">personaKt</a>;


drumsKt, 29.03.2016

Hello There. I discovered your blog the use of msn. That is a very neatly written article. I will be sure to bookmark it and return to read more of your useful information. Thanks for the post. I will certainly return.
<a href="https://miranjoan.wordpress.com/">drumsKt</a>;


nooneKt, 29.03.2016



kaylenKt, 29.03.2016

Ich meine, dass Sie sich irren. Ich biete es an, zu besprechen. Schreiben Sie mir in PM.
<a href="https://twitter.com/AAlkbar">kaylenKt</a>;


savethKt, 30.03.2016

Certamente. Mi unisco a tutte le suddette. Cerchiamo di discutere la questione.
<a href="https://twitter.com/choise_hard">savethKt</a>;


alexandrKt, 31.03.2016

As I web-site possessor I believe the content material here is rattling magnificent , appreciate it for your efforts. You should keep it up forever! Best of luck.
<a href="https://twitter.com/Shop_so_easy">alexandrKt</a>;



1 - 20 из 197
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все