Главная    |    Карта сайта    |    Контакты

Астахов Юрий. Кадры для территориального общественного самоуправления

25.04.2014

  В XXI веке возрастает роль гражданского общества и проблем поиска социально-экономических ориентиров развития муниципальных образований. Эти ориентиры заложены в Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и плана действия органа местного самоуправления на 2012-2016 годы, в том числе и вопросы дальнейшего развития территориального общественного самоуправления.

  В этой связи, как мы полагаем, во-первых, большое значение имеет создание информационного пространства, т.е. идеологическое обеспечение деятельности ТОС. К сожалению, публикаций в федеральных, региональных и муниципальных СМИ по данной проблеме недостаточно для дальнейшего повышения информирования граждан о деятельности ТОС или проектах по его формированию и развитию. Информирование граждан и других потенциальных субъектов ТОС, как мы полагаем, должно строиться с учетом их информационных возможностей и ограничений. К примеру, в г.Белгороде для такой целевой аудитории, как жители многоквартирных домов, в районах старой застройки, где проживает много пенсионеров, целесообразно, как мы полагаем, использовать поквартирный обход, доставку объявлений и информационных листов, объявления на информационных стендах и на подъездах. Для информирования корпоративных субъектов, жителей микрорайонов с развитой инфраструктурой целесообразно использование возможностей Интернета. Создание собственного веб-сайта является одним из основных мероприятий при организации деятельности Совета территории и ТОС.

  Во-вторых, должны быть организованы каналы информирования для участия в общегородских, окружных мероприятиях с участием актива ТОС. Для этого, мы считаем, необходимо законодательное закрепление права участия представителей ТОС в заседаниях сессий Советов депутатов, постоянных депутатских комиссий, Советов территорий, как это, например, зафиксировано в Положении «О территориальном общественном самоуправлении в Нижнем Новгороде». Целесообразно и создание в новом составе Совета депутатов города в 2013 году постоянной депутатской комиссии по общественному самоуправлению и экспертного совета при этой структуре, включающем представителей ТОС и независимых экспертов. Возможно также создание аналогичных структур в составе администрации города.

  Для этого необходимо рассмотреть и решить по меньшей мере четыре проблемы.

  Во-первых, усилить информированность населения с целью готовности получить информацию о создании и деятельности существующих ТОС.

  Во-вторых, с помощью инструментария социологических исследований определить долю поддерживающих инициативу создания ТОСов на территории 27 округов города.

  В-третьих, решить на муниципальном уровне вопросы мотивации (оплаты труда) руководителей ТОСов.

  В-четвертых, определить оценку потенциала эффективности деятельности Советов территорий, ТОС и его кадрового потенциала на территории города. К примеру, в соответствии с результатами проведены исследований, термин «общественное самоуправление» в общих чертах понимают 30,4% опрошенных (по их субъективным оценкам), и утверждают что термин на слуху - еще 37,4%. При этом оставшаяся треть респондентов -32,5% - ничего не слышала об общественном самоуправлении. Так расклад позиций не свидетельствует о высоком уровне информированности населения по данной проблеме.

  Ответы респондентов на вопрос о желании получить информацию, об общественном самоуправлении (71,4% «да» и 28,6% «нет») характеризует уровень интереса к данному муниципальному феномену. Вместе с тем, как ни странно, формы самоорганизации граждан по месту жительства меньшей степени интересуют молодежь в возрасте до 30 лет. Любопытно, что интерес в большей мере проявляют те горожане, которые что-либо слышали об общественном самоуправлении и не проявляют интереса те, кто ничего об этом не слышал.

  В настоящее время пристальное внимание российских ученых, практиков муниципального управления, представителей общественно: органов власти всех уровней привлекает проблема организационного кадрового обеспечения системы территориального общественного самоуправления. Это обусловлено, во-первых, тем, что решение множества местных задач наиболее эффективно не на уровне местной власти (т.е. муниципалитета), а на уровне ТОС, о чем свидетельствуют эмпирические исследования и социальная практика. Во-вторых, в связи с тем, что будущее демократической России в XXI в. находится в прямой зависимости от становления и развития гражданского общества, важнейшим компонентом которого выступают добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляемые общности людей. Именно ТОС дает гражданам возможность реализовать свое конституционное право на самостоятельное решение проблем местного значения.

  В этих целях в конце 2007 года Совет депутатов г.Белгорода принял городскую целевую программу «Развитие общественного самоуправления в г. Белгороде на 2008-2011 годы»2. Эта программа выполнена полностью и определила конкретный механизм и вектор дальнейшего развития общественного самоуправления.

  Центральным пунктом Программы являлось выделение в качестве единиц общественного самоуправления внутригородских территорий, границы которых в настоящее время совпадают с границами 27 одномандатных избирательных округов.

  Чтобы территории одномандатных избирательных округов были жизнеспособными, им необходимы органы управления, точнее, общественного самоуправления. В определении ТОСов сказано, что это формы самоорганизации граждан по месту жительства. В городе Белгороде, чтобы создать более жизнеспособный орган, по рекомендации профессора В.И. Патрушева мы добавили в это определение один существенный момент: «по месту жительства». В результате данная идея общественного самоуправления получает позитивную тенденцию развития по целому ряду параметров: соседские сообщества превращаются в ячейки социального партнерства широких групп общественности, возможности решения проблем переходят с бытового на социальный уровень. Что характерно, за основу внутригородской территории взят двор (внутриквартальная. территория), С точки зрения общественного самоуправления, главный элемент двора - ТОС, хотя сейчас, к сожалению, ТОСы созданы далеко не во всех дворах города. Так как зачастую во дворах находятся школа или детский сад, магазин или участковый пункт полиции, предприятие или организация, ТСЖ, УК, кафе, магазин или почтовое отделение, из представителей ТОСов и руководителей этих предприятий и организаций сформированы Советы территории.

Shema1_cr.jpg

  Итак, в Советы территории входят представители различных хозяйствующих субъектов и общественных организаций. Это директора школ, лицеев, гимназий, заведующие ДОУ, главврачи поликлиник, больниц, участковые полиции, руководители предприятий торговли, общественной питания, сферы бытовых услуг, предприниматели, представители ТОС (старшие дворов и подъездов), представители гаражно-строительных кооперативов, ТСЖ и УК, обслуживающие жилой фонд. Особое внимание мы уделяем включению в Советы территорий представителей политических партий, общественных организаций, молодежных лидеров, избранных с помощью Интернет - голосования. Председателем Совета территории является депутат Совета депутатов города, избранный жителями данного одномандатного округа. Этим расширена зона влияния депутата, ему обеспечена поддержка как членов СТ, ТОСов, так и избирателей, и в то же время наличие такого органа не позволит депутату в межвыборный период (а это, как правило, пять лет) снижать свою общественно-политическую активность, а требует выполнять наказы, просьбы, обращения избирателей.

  Совет территории как орган территориального общественного самоуправления не только формирует легитимный канал взаимодействия между отдельными социальными группами граждан и муниципальными властными институтами, но и включает механизм социального партнерства в реализации демократических форм местного самоуправления. Более того, белгородский опыт и муниципальная практика свидетельствуют о том, что совет территории выступает звеном системы социального партнерства во взаимодействии «общество - орган местного самоуправления», которое вполне может осуществляться «здесь и сейчас». В этой связи основополагающая задача состоит в формировании системы социальной корпорации, в которой важнейшую роль будут играть соседские сообщества. Ведь по существу, ТОСы и советы территорий, являются только настройкой.

  Соседские сообщества - это жители подъезда, дома или нескольких домов, в создании которых общность с некоторой территорией имеет определенную значимость. Определенные предпосылки формирования соседских сообществ в городе уже складываются. Так, по данным социологических опросов, 37,6 % совершеннолетних граждан знают своих соседей, общаются с ними, помогают им. Среди пенсионеров этот показатель возрастает до 56,6 %. Из этого можно сделать вывод, что именно благодаря ТОСам и советам территорий соседи стали узнавать друг друга, способствовать решению общих проблем, проявлять гражданскую и хозяйственную инициативу по месту жительства. Поэтому задача на ближайшую перспективу остается одна - продолжить процесс создания ТОСов, с тем, чтобы полностью охватить ими все дворовые территории и частный сектор города.

  Таким образом, участие населения в работе советов территорий и ТОСах, кадровое их обеспечение, во-первых, позволяет более точно сформулировать социальный заказ, определяющий ход и направление дальнейшего реформирования органов местного самоуправления. Горожане, проживающие на территории муниципального образования городского округа «Город Белгород», - это не пассивные потребители услуг, им не безразлично состояние городской среды. Развитие ТОС на уровне микрорайонов обеспечивает основу равноправного участия населения в выработке соглашений по формам и содержанию деятельности муниципальных служб. Здесь речь идет фактически об участии институтов гражданского общества в муниципальной жилищной политике.

  Во-вторых, жители микрорайонов в городе могут быть той силой, которая в сфере жилищной политики противодействует (или содействует) выполнению определенных муниципальных проектов и программ. Индивидуальная ответственность каждого о качестве своего жилищного пространства, забота о чистоте подъездов, дворов, улиц, микрорайона, реализация проекта «Белгород - зеленая столица», предупреждение порчи муниципального имущества - все это если хотите, способствует успешному выполнению новой муниципальной политики в отношении жилищно-коммунального хозяйства.

  В-третьих, граждане (горожане), объединенные в ТОС, могут не только принимать участие в контроле над деятельностью жилищно-коммунального хозяйства в плане предоставления услуг, но и помогать в формировании у жителей ответственности за качество своего жизненного пространства. Следовательно, в современных условиях Советы территорий, ТОСы являются такими институтами, посредством которых происходит кристаллизация социальных интересов граждан и формируется легитимный канал взаимодействия между отдельными группами потребителей ЖКХ и муниципальными службами исполнительно-распорядительного органа власти городского округа «Город Белгород».

  В этом плане позитивным примером деятельности ТОС в городском округе «Город Белгород» могут служить созданные, действующие и уже зарекомендовавшие себя на практике структуры ТОС на территории городских избирательных округов №4 (депутат Башкатов Владимир Васильевич) ТОС «Единство» (по ул. Щорса №47, 476) с охватом до 1-жителей, где бессменным руководителем является ветеран педагогического труда Зоя Васильевна Пархоменко, и в округе №10 (депутат Игнатова Ирина Борисовна) ТОС «Салют» (по ул. 5 августа №27) с охватом около 1300 жителей, возглавляет который с 2007г. капитан 1-го ранга в отставке Могила Виталий Яковлевич.

  Данные руководители ТОС опираясь на актив старших по дому, подъезду, имея огромный жизненный и профессиональный опыт, опыт организационной и общественной работы, выстраивают и планируют свою работу в тесном взаимодействии с членами советов территорий, социально-активными жителями, руководителями предприятий и организаций, общественными организациями, расположенными в зоне их ответственности. Несомненно, такая форма работы, по мнению большинства жителей данных ТОСов способствует консолидации усилий горожан различных социальных и возрастных групп, профессий и направлена на реализацию стратегия социально-экономического развития города, формированию основ солидарного общества. В этой связи, по мнению академика АН СССР Российской академии наук В.Л. Макарова «...Принципиально важно, чтобы эта самая нижняя часть пирамиды (ТОС) не вступила в противоречие; муниципалитетом. Правильное понимание взаимоотношения этих самых нижних уровней пирамиды управления состоит в том, что это единая корпорация, социальная корпорация».

  Как известно, организационные формы территориального общественного самоуправления и нормативно-правовое обеспечение как элементы единой системы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В отличие от системы государственной власти РФ, территориальное общественное самоуправление образует единую систему только в рамках соответствующих муниципальных образований, независимую от аналогичной системы в другом муниципальном образовании региона. Тем не менее, нынешняя муниципальная практика и накопленный опыт в данном аспекте свидетельствуют о противоречивости социальных процессов в развитии территориального общественного самоуправления. С одной стороны, ТОС обладает высоким потенциалом повышения гражданской активности населения через хозяйственную деятельность, с другой стороны, существующий порядок его формирования и функционирования не способствует массовому участию в нем жителей города.

  Вместе с тем дальнейшее развитие ТОСов в том варианте, в котором это предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ, порождает целый ряд нерешенных вопросов. В их числе:

  1. Федеральным Законом № 131 ФЗ четко не определены вопросы местного значения, которые могут быть отнесены к компетенции ТОСа.

  2. Отсутствие в ФЗ главы о кадровом обеспечении территориального общественного самоуправления, мотивации труда их руководителей.

  3. Не раскрыт механизм получения органами общественного самоуправления бюджетных средств, хотя формально возможность такая предоставляется.

  4. Отсутствие четкого определения организационно-правовой формы ТОС: это некоммерческое партнерство, но тогда возникает имущественная ответственность сотрудников; общественная организация, но тогда непонятен территориальный принцип деятельности. Ближе всего к идее ТОС как орган общественной самодеятельности, однако и в этом случае возникает противоречие между муниципальным и гражданским правом.

  Согласно российскому законодательству, границы ТОС могут быть самыми различными: от подъезда до микрорайона, С точки зрения взаимодействия с муниципалитетом (а в г.Белгороде через комитеты по управлению Западным или Восточным округом), без этого функционировать ТОСу невозможно. Однако такая норма, неясна в плане механизма ее реализации. Мы считаем, что ТОС - это не классическая общественная организация, которая существует в публичном пространстве, а территориальная, за которую уже отвечает отдельно взятая исполнительная структура.

  Как видим, процесс формирования ТОС как в г.Белгороде, так и в других городах и районах Белгородской области, Российской Федерации активизировался, однако это лишь в малой степени является следствием самоорганизации граждан. Как правило, это реакция муниципальной власти на реализацию ст. 27 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Территориальное общественное самоуправление». Чаще всего, как и всякая российская реформа, формирование ТОС инициируется сверху, т.е. муниципальной властью с целью создания иерархических структур, контролирующих через руководителей ТОСов все городское пространство. В определенной степени создание института ТОС, с одной стороны, действительно продиктовано озабоченностью органов муниципального управления постоянно действующими каналами обратной связи в условиях, когда другие каналы являются малоэффективными. С другой стороны логика и здравый смысл формирования структур ТОС состоит, прежде все в аккумулировании разнообразных ресурсов в целях развития территорий города и в очень небольшой степени связана с собственно самоуправление самоорганизацией, саморазвитием и т.п.

  Также следует обратить внимание еще на одно не менее важное обстоятельство. Решения Совета территории могут быть легитимными только при участии и явке на заседание всех его членов. Однако механизм принятия коллективных решений (на заседаниях, собраниях, конференциях и т.д.) столь разнообразными субъектами является крайне сложным в организационном порядке и вряд ли может иметь место для реализации. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

  Во-первых, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет широкий спектр форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Среди них особое место занимает территориальное общественное самоуправление, на практике доказавшее свою работоспособность, но рассматриваемый закон требует основательной переработки.

  Во-вторых, территориальное общественное самоуправление является - одной из наиболее перспективных форм участия населения в управлении муниципальным образованием. Территориальное общественное самоуправление представляет собой резерв развития демократии и реального вовлечения граждан в управление общественными процессами, является эффективным способом повышения качества жизни населения, выступает фактором повышения патриотизма граждан, способствует формированию городского солидарного сообщества как социальной корпорации, и снижения уровня социальной напряженности;

  В-третьих, муниципальная практика свидетельствует о том, что сегодня существует проблема подбора, подготовки, обучения и выдвижения кадров - руководителей ТОС, мотивации (финансирования) их труда, так как основном руководителями ТОС избираются наиболее авторитетные социально-активные граждане пенсионного возраста, но не имеющие соответствующей профессиональной, управленческой и юридической подготовки, опыта работы с различными категориями граждан. В этом плане мы полагаем, что целесообразно проводить органами местного самоуправления учебные семинары (один раз в квартал) для руководителей ТОС и лиц, взятых в кадровый резерв, по актуальным проблемам организации и деятельности территориального общества самоуправления, либо организовать ежегодные курсы переподготовки и повышения квалификации руководителей ТОС, что несомненно послужило бы стимулу для активизации их деятельности.

  В-четвертых, в целях координации кадрового и организационно -методического обеспечения деятельности структур ТОС необходимо создание организационной структуры в администрации города (возможно, это может быть управление или отдел развития общественного самоуправления, либо муниципальное учреждение), но необходимость и актуальность создания такой структуры в муниципалитете сегодня очевидна. Итак, мы полагаем, что внесение добавлений и изменений в ФЗ №131-ФЗ весьма актуально и целесообразно, так как будет способствовать дальнейшему совершенствованию кадрового обеспечения деятельности ТОС, профессиональной подготовки и переподготовки их руководителей, мотивации труда, развитию инновационных технологий, форм и методов организации деятельности территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях новой России.



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии (34)

galileoKt, 10.03.2016



wordKt, 26.03.2016

Definitely, what a great site and instructive posts, I definitely will bookmark your site.Best Regards!
<a href="https://twitter.com/miranjoan">wordKt</a>;


zenaKt, 27.03.2016



alexisKt, 27.03.2016

vous ne vous ГЄtes pas trompГ©s
<a href="https://twitter.com/lee_tovarov">alexisKt</a>;


margaretKt, 28.03.2016

Absolument, le message excellent
<a href="https://twitter.com/kolobovavaclava">margaretKt</a>;


alanaKt, 29.03.2016

Hey there! Do you use Twitter? I'd like to follow you if that would be ok. I'm absolutely enjoying your blog and look forward to new updates.
<a href="https://clsproxy.library.caltech.edu/login?qurl=http%3A%2F%2Fwww.indigoscrewed.top%2F">alanaKt</a>;


clumsyKt, 01.04.2016

La phrase sympathique
<a href="https://twitter.com/roberttierrez">clumsyKt</a>;


woodrowKt, 10.04.2016



JosephKn, 04.06.2016

yoyoglasses.com - oakley sunglasses clearance


JosephKn, 04.06.2016

yoyoglasses.com - oakley discounted sunglasses


JosephKn, 05.06.2016

yoyoglasses.com - discount oakly sunglasses


JosephKn, 05.06.2016

yoyoglasses.com - cheap okley


JosephKn, 05.06.2016

buyviagrageneric.org: Order Viagra (Sildenafil Citrate) Brand and Generic Tablets online from Online Pharmacy store. All famous Medications at a Low prices.


JosephKn, 05.06.2016

buypillsonlineuk.com: Viagra online purchase. Licensed Canadian pharmacy that provides safe & affordable Canada drugs at discount prices. Bonus 10 free pills, discounts and FREE


JosephKn, 06.06.2016

buypillsonlineuk.com: Order Viagra Online with fast shipping to United States and Europe. Visa, MasterCard, American Express, Discovery and eCheck accepted.


JosephKn, 08.06.2016

buyviagrageneric.org - blue pill vgr 100


JosephKn, 08.06.2016

ordergenericpill.com - viagra sales


Qddieexers, 16.02.2017

LOUIS VUITTON Official USA Website - Discover Louis Vuitton's designer leather handbags for women, ... LOUIS VUITTON &gt; Women ... <a href="https://www.officielsaclv.com">Louis Vuitton Sac Pas Cher</a> Sac Pas Cher Louis Vuitton gjw tsm <a href=https://www.officielsaclv.com>Louis Vuitton Sac Pas Cher</a>Find great deals on eBay for womens handbags louis vuitton and womens handbags. Shop with confidence. ... 39,546 results for womens handbags louis vuitton kjq kya


XRumerTest, 22.03.2017

Hello. And Bye.



1 - 20 из 34
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все